Русский язык

Урок 21.05.2020

Тема: Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

           Части речи.
1. Изложение - пересказ текста (устный или письменный).
Цитата - дословно приведенное в произведении одного автора высказывание другого автора.
Цитатный план - это особый вид плана. Строится он с помощью цитат из текста. Целиком берутся фразы, которые содержат основное содержание.
2.Прочитайте текст упражнения 310 на странице 140.
О чем этот текст?
______________________
Какова его главная мысль?
___________________________
Озаглавьте текст.
3.Определите, сколько смысловых частей в тексте.
А) От страха Мурзик забрался на березу и оттуда наблюдал за лодкой.

Б) Кот Мурзик разгрыз пробку от резиновой лодки.

В) Лодка сдувалась, а Мурзик испугался.
4.Прочтите текст. Найдите в нем орфограммы.
Мурзик лежал в лодке и долго грыз резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, который выпускал из резиновой лодки воздух. Жевать пробку ему понравилось. Через час Мурзик её разгрыз, и тогда случилось невероятное и страшное.
5. Прочтите текст упражнения 310 на странице 140. Для каждой части текста выберите цитату, которая станет пунктом плана изложения.
Напишите план изложения, правильно оформляя цитаты.
______________________________
6. Д/задание. Напишите изложение. Проверьте себя.



Урок 20.05.2020

Тема: Итоговая контрольная работа за курс 4 класса.

Вариант   1
1.     В   каком   слове   букв   больше,   чем   звуков?
1)   чашка                         2)   пять                3)  Юля         4)  чайка
2.     В    каком    слове    произносятся    только    твёрдые    со­гласные   звуки?
1)   пение                           2)   прямо                  3)  вагон              4)  колесо
3.    Укажи   слово   с   ударением   на   втором   слоге.
1)   километр                    2)   сторожит                    3)  звоните            4)  документ
4.     В   каком   слове   отсутствует   приставка?
1) подорожник          2) подарок              3) полочка          4) поход
5.     Какое    слово    не    является    однокоренным    к    слову сказка.
1)   сказочка      2)   сказочник          3)   сказки            4)   сказочный
6.     При    написании,    какого    слова    нужно    использовать правило:    «Безударную   гласную   в   корне   проверяйте ударением».
1)   п__белка                     2)   г__зета              3)  молод__сть          4)  л__нивый
7.     В   каком   слове   на   месте   пропуска   не   надо   писать букву   т?
1)   влас__ный                  2)   лес__ница                   3)  чудес__ный             4)  хрус__нула
8.     В    каком    словосочетании    на    месте    пропуска    надо писать   окончание   и?
1)   встретились  на вокзал__                    3)   мечтал о  поездк_
2)   играли  на площадк_                            4)   подъехали  к  площад
9.     Укажи   слово,   в   котором   пропущен   мягкий   знак   (ь).
1)   багаж__                      2)   ноч__ной                    3)  в    ехал          4)  молодёж_
10.  В окончании, какого имени прилагательного   на   месте пропуска  пишется  буква   и?                                       
1)   на горяч__м  песке                                       3)   зимн__м  лесом
  2)   по  свеж__й  траве                                       4)   в  дальн__ю  поездку       
11.  В    каком    варианте    ответа,    верно,    указаны    главные  члены   предложения?                                                                
Смолистые  шишки  украшают   вершины  елей.
1) смолистые  шишки   2) шишки украшают    3) вершины  украшают    4)  вершины  елей
12.  Укажи   слова,   близкие   по   значению   (синонимы).
1) ночь,  звёзды      2) подземный,  подводный       3)   река,  рыба           4)   жара,  зной
13.   Укажи,   в   каком   случае   имя   существительное употреблено  в дательном  падеже.
1)  ехал  по дороге                                  3)  шёл  около  просеки
2)  мечтал  о  путешествии                    4)  гордился достижением
14.  Каким  членом предложения может быть имя существительное в именительном падеже.                                  1)  определение         2)  дополнение             3)  обстоятельство          4)  подлежащее
15.  Определи    падеж   имени    прилагательного   в    предло­жении.
Болотные  птицы   полетели   на   юг.           
16.  Запиши    цифры,    на    месте    которых   должны    стоять запятые   в   предложении.
      Охотники   отвязали(1)   лодку (2)   уложили   в   неё рюкзак (З)  оттолкнулись (4)  от берега(5)  и  поплыли
17.  В    каком    порядке   должны    следовать    предложения, обозначенные    буквами,     чтобы     получился    связный текст?  
А. Скоро  у них  вывелись аистята.
Б. На старом  дереве  аисты  свили  гнездо.
В. Радовались  аистята вкусной еде.
Г. С раннего утра до позднего вечера роди­тели носили им из болота лягушек и ры­бёшек.
Д. Они благодарно хлопали широкими кры­льями и звонко щёлкали крепкими клю­вами.
18. Допиши   4-6   предложений,   продолжив   текст.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19.Д/з сдать работу.

Урок 19.05.2020

Тема: Состав слова. Части речи.
1.Морфемный разбор – это разбор слова по составу или разбор слова на морфемы.
Всего в русском языке 4 морфемы.
Приставка, корень, суффикс и окончание.
Если Вы сомневаетесь, правильно ли Вы разобрали слово по составу, следует обратиться к словообразовательному словарю.
Корень – это общая часть родственных слов.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Окончание – это часть слова, которая стоит в конце слова и служит для связи слов в предложении.
Морфемный разбор – это разбор слова по составу или разбор слова на морфемы.
Какие бывают морфемы?
Всего в русском языке 4 морфемы.
Приставка, корень, суффикс и окончание.
2.Посмотрим на слово
Ёжики
выделяем три морфемы.
Каждая морфема имеет значение:
Корень ёж - означает животное
Суффикс -ик – показывает, что речь идет о маленьком ёжике
Окончание –и указывает на множественное число имени существительного (ёжиков много, а не один).
Теперь мы знаем, почему морфему называют значимой частью слова.
3.А как же разобрать слово по составу?
Для начала определи, к какой части речи относится слово.
Затем найди окончание и обведи его рамочкой;
Выдели часть слова без окончания - ̢_______̡. Это основа слова;
Найди корень и выдели дугой;
Найди приставку и обозначь ее значком     
Найди суффикс и отметь его значком 
Если Вы сомневаетесь, правильно ли Вы разобрали слово по составу, следует обратиться к помощнику. К словообразовательному словарю.
Словообразовательный словарь – словарь, который показывает членение слов на составляющие их морфемы, словообразовательную структуру слова. Слова в словообразовательных словарях приводятся с расчленением на морфемы и с ударением.
4.Упражнение 1.
Впишите подходящие слова к моделям.
Газета, пробежка, верхушка, шутка, обучение, база, бумага, переносица, глубина.

 

Упражнение 2.
Перепишите и разберите слова по составу.
Беготня, предгрозовой, дремота.
Упражнение 3
Спишите. Разберите по составу имена прилагательные. Рядом с ними напишите подходящие имена существительные.
Пример. 

Аленький ______
Белый _____
Красивый ______
Смелый ________

5.Д/задание упр. 5, учебник с.130 разбор слов.

Урок 18.05.2020

Тема: Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова.
          Сочинение по репродукции картины И. И. Шишкина « Рожь».
1.Вопросы по картине. Учебник с.129 упр.278.
Устно ответь на вопросы. Это поможет тебе в написании сочинения
  1. Какое время года показал художник?
  2. Что автор изобразил на картине?
  3. Почему золотое поле ржи занимает основное место на картине?
  4. Что хотел передать (выразить) художник этой картиной?
  5. Какие краски использует И. И. Шишкин, чтобы изобразить ржаное поле, сосны, небо? Почему?
  6. Что особенно привлекло твоё внимание на картине? Какое чувство вызывает она у тебя?
2.Примеры сочинений по картине Шишкина «Рожь».
Сочинение по картине Шишкина «Рожь» — вариант 1.
Передо мной картина русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Рожь».
Основное место на картине занимает ржаное поле. Оно тянется до самого горизонта. Так Шишкин передал раздолье, простор, русское богатство. Рожь разливается золотым огнем, нежится под ярким солнцем и шелестит от тихого ветра, словно разговаривает с ним. Исчезает во ржи и зовет за собой дорога. А на дальнем плане изображены высокие могучие старые сосны. Величественно возвышаются они среди хлебного поля, к небу синему поднимаются.
Мне нравится эта картина. Рассматривая ее, я еще больше полюбила нашу Россию, ее природу, ширь и красоту.
Сочинение по картине Шишкина «Рожь» — вариант 2.
Картина И.И. Шишкина «Рожь» была написана в 1878 г.
На переднем плане картины изображена просёлочная дорога, которая уходит в золотое поле. Ещё на картине изображены, могучие сосны. Они, как великаны, стоят посреди поля. Небо заняло большую часть пейзажа. Оно нежно-голубое, по нему плывут белоснежные облака. В золотистом поле ржи гуляет нежный легкий ветерок, наклоняя к земле спелые колосья. Слышно, как в травке стрекочут кузнечики. Где-то в соснах кукует кукушка. Над полем летают птицы, собирая зерна.
Картина И.И. Шишкина прекрасна и мне очень понравилась. Художник сумел передать красоту русского поля.
Сочинение по картине Шишкина «Рожь» — вариант 3.
Иван Иванович Шишкин — знаменитый русский художник. Картина «Рожь» была написана Иваном Ивановичем в середине лета 1878 года. На данном полотне изображено богатство русской земли – рожь.
На первом плане мы видим огромное поле золотистой ржи. Зерно в колосьях уже созрело.  От тяжести колосья нагибаются к земле.
По полю проходит извилистая проселочная дорога. По этой дороге ездят не часто, она на половину покрыта темно-зеленой травой, местами виднеются белоснежные полевые ромашки. На картине мы видим сосны. Они похожи на стражей, охраняющих рожь.
От картины веет спокойствием и умиротворением. Хочется стоять перед ней часами и вглядываться вдаль.
3. Нераспространённое предложение имеет одну грамматическую основу. В сочинении лучше использовать распространенное предложение,  состоящее из второстепенных членов предложения. Текст описание.  Объяснение непонятных слов можно встретить в толковом словаре. В учебнике с.156 – 157.
4. Д/задание написать сочинение.

Урок 14.05.2020

Тема: Язык. Речь. Текст.

     Четырнадцатое мая.
     Классная работа.
1.Учебник на с.121 упр. 254.
Прочитать. Это монолог. Рассуждает один человек. Диалог больше одного.
Сделать грамматический разбор.
2.Упр. 258 с.122.
Дан текст. О планете Марс. Две части и две красных строки.
1)Первая часть. Описание.
2)Вторая часть. Рассуждение.
Озаглавить текст. Списать, вставить пропущенные буквы. Разобрать по составу слово красноватую.
3.Д/з с.122 упр.258 проверить.

Урок 13.05.2020

Тема: Контрольный диктант по теме «Глагол».

Совесть
  Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.
  На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.
  Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.
  Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.
Грамматическое задание:
  1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число.
  2. Поставь глаголы в неопределённую форму.
    • Пришла, идёт, посмотрит.

Урок 12.05.2020

Тема: Анализ изложения. Повторение по теме «Глагол»

1.Повторение.
Выкатил – гл., н.ф. – выкатить, сов. в., 2 спр., пр.в., ед.ч., м.р.
Смотришь – гл., н.ф. – смотреть, сов.в., 2 спр. (искл), наст. в.
2.Учебник на с.118 упр.251.
Указать время глаголов, выделите их окончание.
Цифра 4 разобрать предложение по членам предложения. Образец на с.148.
Цифра 2 разобрать по составу (окончание, корень…).
3.Д/з цифра 3 разобрать как часть речи.

Урок 11.05.2020

Тема: Развитие речи. Изложение повествовательного текста.

1.Учебник на с.114 упр.241.
Прочитайте текст. Определите его тему.
Что нового вы узнали из текста? Прочитайте вопросы к тексту.
Найдите в тексте ответ на каждый вопрос, прочитайте.
2.Орфографическая подготовка, анализ предложений текста.
Найти в тексте известные орфограммы. Объяснить их написание. Объяснить постановку знаков препинания.
3.Работа над изложением.
Написание изложения по вопросам (связный текст). Самопроверка, редактирование текста.

Урок 08.05.2020

Тема: «Учимся оценивать и редактировать текст».

Восьмое мая.
Классная работа.


Урок 07.05.2020

Тема: Обобщение по теме "Глагол".

              Седьмое мая
              Классная работа
Вопрос № 1 (письменно).
Глаголы   в   неопределенной   форме   отвечают на вопросы...
1) что делать? что сделать?
2) что сделает? что будет делать?
3) что делал? что сделал?
Вопрос № 2 
Как определить лицо глагола?
1) По числу.
2) По окончанию.
3) По местоимению.
Вопрос № 3 
Что обозначает глагол?
1) Предмет.
2) Признак предмета.
3) Действие предмета.
Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?
1) Проспрягать его.
2) Изменить по лицам и числам.
3) Определить спряжение.
Вопрос № 4
Как можно определить спряжение глагола?
1) По вопросу.
2) По форме третьего лица множественного числа.
3) По неопределенной форме.
Вопрос № 5
Найди в тексте и подчеркни глаголы, стоящие в неопределенной форме.
Была в их стае одна маленькая ласточка, такая проворная: никак ее догнать нельзя было – от всех увертывается. Погонится за ней ласточка, а она – сюда, туда, вверх, вниз, вверх, в сторону бросится да как, пустится лететь – только крылышки мелькают. 
Если лицо названо неправильно, зачеркни и напиши правильно:
Сижу (2 – е лицо) _________________; Ходят (1 – е лицо) ____________________;
Покупает (3 – е лицо)______________; Смотрю (1 – е лицо) ___________________;
Падают (2 – е лицо) _______________; Выглядываешь (2 – е лицо)________________. 
Вопрос № 6
Вспомни личные окончания глаголов I спряжения и II спряжения и заполни пропуски.
I спряжение Ед.число Мн. число
-..шь (……..) -…м ( … )
-… т ( … ) -…те ( … )
-… т ( …)
II спряжение - …шь ( … ) - … м ( … )
- … т ( … ) - …те ( … )
- … т ( … )
Вопрос № 7
Выбери в словосочетаниях глаголы в неопределенной форме.
1) работает добросовестно 5) приступить к работе
2) приятно посмотреть 6) пошел медленно
3) трудно построить 7) пообедать вовремя
4) чистит аккуратно 8) гуляет ежедневно

Вопрос № 8
Соедините стрелкой противоположные по смыслу глаголы.
1)идёт               приближается
2)темнеет         плачет
3)удаляется     стоит
4)смеется         светлеет
5)прибавляет   раздевает
6)одевает         отнимает

Урок 06.05.2020

Тема: Обобщение по теме: «Глагол».

1.Учебник с.115 упр.243 письменно.
Предложение в тексте восклицательное по интонации, побудительное по  цели высказывание. С частицей не глаголы пишутся раздельно. Подчёркиваем в глаголах изученные орфограммы.
2.Учебник с.116 упр.245 письменно.
Подобрать глаголы по схеме и разобрать.
1 схема. Подсказывают 1 спряжение, настоящего времени, 3-го лица, множественного числа. Остальные разбираются по аналогии. Глаголы в  прошедшем времени изменяются по числам, в единственном числе -  по родам. В настоящем и будущем времени по лицам и числам.
3. На следующем уроке повторяем с вами глагол.

Урок 05.05.2020

Тема: Проверочная работа по теме: «Глагол».

                Пятое мая.
               Классная работа.
1.Учебник на с.120 «Проверь себя».
2. Задание 2,3,4,5,6,7 (письменно).
3.Задание 3 орфоэпический словарь на с.155 учебника.
4.Задание 7. Разобрать как часть речи любой глагол из предложения, с.147 разбор глагола.
5. Правописание глаголов на с.93-103.

Урок 30.04.2020

Тема: Развитие речи. Изложение повествовательного текста.

1.Учебник с.119  упр.253.
                Тридцатое апреля.
                 Классная работа.
Читаем текст. Определяем его тему. Он спасся благодаря зайцу.
Основная мысль текста. Благодарность старого охотника к зверьку.
Озаглавим текст и запишем.
2. В тексте 4 части. Озаглавим каждую часть.
                            План.
          1.Пожар. Неудачная охота.
          2.Опасность рядом.
          3.Дед бежал за зайцем.
          4.Спасение. Дед оставил зайца у себя.
Самый напряженный момент в третьей части. Старик испытывает состояние страха перед неминуемой  гибелью, умоляет зайца бежать тише.
3.Пользуясь Памяткой 3 (с.150), подготовьтесь к  написанию изложения.
4.Д/задание. Написать изложение.

Урок 29.04.2020

Тема:  Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола

                               Классная работа.
Двадцать девятое апреля.
1.     Вспомним. Неопределённая форма глагола – это начальная форма глагола, она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы Что сделать? Что делать? Большинство глаголов образуют неопределённую форму при помощи суффиксов – ть, - ти, - чь.
Например, читать, нести, беречь.
Изменение глаголов по временам и числам.
2.Глаголы изменяются по временам и числам. Они могут иметь прошедшее (Что делал? читал).  Настоящее (что делает? читает). Будущее время (что сделает?) прочитает.  Что будет делать? будет читать) и формы единственного (читает) и множественного числа (читают).
Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.
Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы несовершенного вида обозначают незаконченное действие и отвечают на вопросы: Что делать? Что делал? Что делаю? Что буду делать?
Глаголы совершенного вида обозначают законченное действие и отвечают на вопросы Что сделать? Что сделал? Что сделаю?
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
3.Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
Глаголы 1 – го спряжения в форме настоящего и будущего времени имеют окончания: - у (ю), - ешь (-ёшь), - ет(-ёт), -ем(-ём), - ете(-ёте), -ут (-ют).
Глаголы 2 – го спряжения в форме настоящего и будущего времени имеют окончания: -у (-ю), ишь, - ит, -им, -ите, - ат(- ят).
Спряжение глаголов определяется по неопределённой форме.
2 –е спряжение
Все глаголы на – ить (кроме 3 исключений)
7 глаголов на – еть:
Смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть.
1 – е спряжение
Глаголы брить, стелить, зиждиться
Все глаголы на – еть (кроме 7 исключений).
Что такое морфологический  разбор слова?  С какой целью проводим  его?
4. Морфологический разбор слова - это разбор слова, как  части речи. Характеристика        слова, как части речи.
  Это  значит   указать все признаки  этого слова как части речи и доказать, что слово  относится  именно к этой части речи. Учебник с.147 разбор глагола.
  Докажите, что слово избавит,  является  глаголом.
           1. Избавит - глагол.
           2. Начальная форма - избавить.
           3. Постоянные признаки - совершенный вид, 2 спряжение.
           4. Непостоянные признаки - будущее  время,
              3 лицо, единственное число.
          5. (Оно) избавит - сказуемое.
5.Д/задание. Упр.247 с.116.

Урок 28.04.2020

Тема: Развитие речи. Составление текста на спортивную тему.

1. Сегодня, наверное, уже очень мало людей, которые бы оставались равнодушными к спорту. Все понимают роль спорта. Приобщаются к спорту по-разному: кто-то у экранов телевизора, болея за любимые команды футболистов, хоккеистов и т.д. Другие занимаются различными видами спорта по-настоящему, чтобы достичь поставленной цели.
- Мы сегодня поговорим о спорте, и напишем сочинение-рассуждение, в котором вы расскажете о том, зачем, по вашему мнению,  нужно им заниматься.
- Вспомним, что такое текст? Тема? Основная мысль?
- Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)
2.В ТЕКСТЕ-ОПИСАНИИ говорится о признаках предмета или явления, которые можно увидеть одновременно. К такому тексту можно поставить вопрос: КАКОЙ предмет?
3.В ТЕКСТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому типу текста можно поставить вопросы: ЧТО происходит СНА ЧАЛА, ПОТОМ и в КОНЦЕ?
4.В ТЕКСТЕ-РАССУЖДЕНИИ даётся объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию. Что это такое? Почему это случилось, произошло? Почему это так? Вот основные вопросы, ответы на которые составляют текст-рассуждение. В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным свое мнение. И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Превратить спор в дискуссию. Для этого существует особый тип речи – рассуждение. А как вы понимаете лексическое значение слов: спорт и дискуссия?
5. Проведём подготовительную работу:
Заниматься (чем?) спортом.
Участвовать (в чём?) ...
Соревнования (какие?) ...
Тренироваться (где?) ...
Добиваться победы (как?) ...
Устанавливать (что?) ...
Проигрывать (кому?) ...
1) Я увлекаюсь футболом и волейболом, зимой катаюсь на коньках и лыжах.
2) Спорт помогает выработать в себе такие качества: силу воли, ловкость, выдержку.
3) Спорт – это радость, ощущение необъятных возможностей, счастье обретения уверенности в себе.
4) Ребята! Занимайтесь спортом, и все в вашей жизни изменится.
5) Хорошо пробежаться зимой по лесу. После лыжной прогулки чувствуешь особенный наплыв сил.

6. Д/задание. Упр.242 с.114 написать сочинение.

Урок 27.04.2020

Тема: «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени».

1.В таблице записаны глаголы с суффиксом л прошедшего времени (1 столбик). 2 столбик неопределенная форма. Суффиксы в 1 и 2 столбике одинаковые.

2. Учебник с.113 упр.239. Списать и разобрать слова по составу. Образец дан в упражнении.
3.Д/задание с.113 упр.240.

Урок 24.04.2020

Тема: «Род глаголов прошедшего времени»
1.На уроке определяем время  глагола, и род глагола прошедшего времени.
Упр.234 с.111. Списать  скороговорки. Она что сделала? Насушила, наварила, пригласила. Определяем род  глагола по окончанию. Женский род окончание - а.
2. Таблица с.110. Он что делал? Прибыл. Мужской род нулевое окончание. Оно что сделало? Прибыло. Средний род окончание - о. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, в единственном числе – по родам, по лицам они не изменяются.
3. Урок  61. Род глаголов прошедшего времени. 4 класс русский язык. На сайте «Российская электронная школа». РЭШ
4.Д/задание.   Упр.235 (с.111).

Урок 23.04.2020

Тема: «Правописание глаголов в прошедшем времени».
                               Двадцать третье апреля.
                                        Классная работа.
1.Запишем глаголы. Взглянул, причесался, намылил, умылся.
Они употреблены в прошедшем времени, так как они отвечают на вопрос что сделал? И имеют суффикс - л -.
2.Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.
Учебник с. 110 таблица и обратить внимание суффикс - л – образует форму прошедшего времени глагола и в основу слова не входит.
3. Урок  61. Род глаголов прошедшего времени. 4 класс русский язык. На сайте «Российская электронная школа». РЭШ
4. Д/задание с.111 упр.233.

Урок 22.04.2020

Тема: Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок.
1.- Почему так говорят: СОБАКА - ДРУГ ЧЕЛОВЕК. Учебник на с.108 упр.228.
2. Лексическое значение Дрессировка - приучение животного к выполнению каких-нибудь действий, вырабатывать нужные навыки.
- Какова тема? О чем рассказал художник картинками?
3. Рассматривают рисунки к упражнению.
4. Определяем тему. Тип текста. Заголовок текста.
5.            План
         1.Ребята нашли щенка.
         2.Дрессировка.
         3.Подарок пограничникам.
6. Запись текста в тетрадь
7. Вставка слов в готовый текст.
Однажды _________ с сестрой ________ возвращались из школы. Вдруг к ним подбежал ________. Он смешно вилял ____________.  Ребята взяли пёсика домой. Назвали его ___________.
Когда пёс подрос, мальчик стал его ________________.  Он учил его командам "Рядом!","__________ !", " ________!"
Летом дети решили подарить пса ________________. Военные были рады такому подарку.
8.Д/задание. Запишите составленный текст.

Урок 21.04.2020

Тема: «Правописание  - тся и – ться в возвратных глаголах.
 Записываем                  
                         Двадцать первое апреля
                        Классная работа
1.Упр.221 с.106.  Составляем предложения. Записываем.
Представление (что делают?) начинают учёные звери. Умные собаки (что делают?) поют, прыгают, танцуют, кувыркаются, танцуют под музыку, складывают из картонных букв слова.
2. Предложение с 3 -5 самостоятельно. Не забываем для проверки ставить вопрос.
Например (что делают?) расходятся. Мягкий знак не пишем.  Глагол  стоит в форме 3-го лица. А если бы было слово (что делать?) расходиться, то пишем.
3.Д/задание. Упр.224 (с.107).

Урок 20.04.2020

Тема: «Правописание – тся и – ться в  возвратных  глаголах».
1.Записываем  в тетради.
                                   Двадцатое апреля.
                                     Классная работа.
2.Записываем 2 предложения и раскрываем скобки. Вспомним правило. Не с глаголами пишется раздельно.
(Не) бравшись за топор, избы (не) срубить. (Не) надевай хомут с хвоста, (не) начинай дело с конца.
3.Работа по учебнику с.104 правило. Прочитать. Сделать вывод,  когда пишется – ся и ться.
4.Упр. 217. Прочитайте и запишите ответ загадки. Слово повисли разобрать по составу, л суффикс. Спишите первые два предложения.
5.Упр.218 с.105 работа с орфограммой, правило. Записать правильно глаголы. Обратить внимание на правило на с.104 и с.105.
6.Д/задание. Упр.219 (с.105), выучить правила на с.104 – 105.

Урок 17.04.2020

Тема: «Возвратные глаголы»
1.Записываем                Семнадцатое апреля
                                               Классная работа
Прочитаем глаголы и сравним их.
Умывает – умывается
Одевает – одевается
Моет – моется
Первые глаголы в каждой паре показывают, что действие совершается над кем – то или над чем – то, а вторые – что действие совершается кем – то или чем-то над самим собой. Отличаются глаголы по форме, у вторых добавляется – ся.
2.Учебник. Правило на с.102 . знакомимся с особенностями возвратных глаголов
Показатель возвратных глаголов суффикс – ся
Сохраняется суффикс неопределенной  формы – ть.
Упр. 210 (с.102)
3. Вывод глаголы с суффиксом – ся называются возвратными.
4. Д/задание. Упр. 212 (с.102).

Урок 16.04.2020

Тема: « Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени». Контрольное списывание.
1.Записываем в тетрадь. Число и название текста.
                   Шестнадцатое апреля.
                        Глухарята.
2.Текст из тетради по ВПР вариант №3 часть 1 «Глухарята» (приложение).
3.Списываем текст.
     Август самое лучшее время года на Урале. В это время природа отдыхает от жаркого лета. Сочные травы уже отцвели, на берёзках начинают желтеть листочки.
     Это первые вестники близкой осени. Воздух пропитан душистыми травами.
      В такой день идёшь по узкой лесной тропинке среди великанов соснового бора. Рядом торопится собака  Азор. Он выслеживает дичь, старательно шарит по кустам.
      От куста бежала глухарка и беспомощно размахивала крыльями. Маленькие глухарята ещё не умели летать, но они уже понимали опасность. Цыплята подбежали к кочке и спрятали головки в мягкий мох. Я стою и любуюсь хитростями глухарят. (92 слова)
4. Д/задание.  Написать текст.

Урок 15.04.2020

Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени».
1.Всмомним, что такое предлог и как он пишется. Спишем предложения и раскроем скобки.
Природа (до)жила  (до) весны. (С) течет  вода (с) сосулек. Скоро (по) бегут (по) дорогам ручейки. (На) деревьях (на) бухнут почки.
Вывод. Нельзя поставить слово между приставкой и частью слова, рядом с глаголами не бывает предлогов.
2. Сравним,  2  глагола определяет – определит. Глаголы 3  лица единственного числа, но употреблены в разном времени и отвечают на разные вопросы. Нам надо научиться правильно, ставить вопросы к глаголам, определять их спряжение, писать личные окончания глаголов I  и  II спряжения.
3.Работа по учебнику. Упр.196 (с.96).
Сравнить глаголы в  каждой паре. ( Глаголы в каждой паре употреблены в неопределенной форме, но отвечают на разные вопросы и относятся к разным спряжениям.) Работать по образцу.
Прочитать материал рубрики «Обратите внимание!».
Сделать вывод: почему важно правильно ставить вопросы к глаголам? (Чтобы правильно писать личные окончания глаголов.)
4. Д/задание. Упр.201 (с.99).

Урок 14.04.2020

Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени».

1.Прочитайте. Назовите пропущенные окончания  глаголов.
Звенят весёлые ручейки. Уже цветёт подснежник – хохлатка. Берёза распускает свои клейкие листочки. В третьем предложении окончание глагола безударное. На уроке мы учимся определять безударные личные окончания глаголов.
1.Работа по учебнику. Упр.189 (с.93).
Рассмотрим таблицу. Даны окончания глаголов ед. числа и мн. числа. Окончания  глаголов I  и II спряжения. -  Для чего это надо знать? Чтобы правильно писать глаголы с безударными личными окончаниями.
2.Упр. 190 (с.93)
Прочитать, выписать глаголы с безударным личным окончаниями в форме настоящего времени.
3.Правило. Запомнить глаголы – исключения.
Упр.192 (с.94) – устно. Выучить глаголы – исключения.
4. Д/задание.  Упр.194 (с.95).

Урок 13.04.2020

Тема: Наши проекты «Пословицы и поговорки».
1. –Прочитайте.
      Пословица недаром молвится.
      Пословица – соль речи.
 - Как вы понимаете эти слова? Чему будет посвящён проект, над которым мы будем работать сегодня? (Пословицам и поговоркам).
2. Учебник на с.92.
   - Прочитайте название проекта и текст, данный ниже. Что мы будем исследовать?
( Использование в пословицах  и поговорках глаголов в форме 2-го лица единственного числа.)
3.Задание 1 (с.92). Списать пословицы. Выделите окончания глаголов, определите их лицо и число. Например (посеешь – 2 лицо, ед. число)
4. Задание 2 (с.92) – Прочитать рассказ. Написать основную мысль текста.
Вывод. В пословицах и поговорках часто используются глаголы во 2 – м  лице единственного числа.
5. Д/задание с. 92 задание 3.

Урок 09.04.2020

Тема: « I и II спряжение глаголов настоящего времени».
Девятое апреля
Классная работа
1.-Прочитайте глаголы.
Понимаю, танцуете, кричишь, помним, верят, клеит, строю. Поливаем, растите, рассказывает, складываешь, страдают.
Спишите, выделите окончание. Определите лицо и число глаголов. Учебник с.88 таблица. Понимаю (я) 1-лицо, ед. ч., строю (я) 1-л, ед. число.
Кричишь (ты) 2-л, ед. число, складываешь (ты) 2-л., ед. число.
2.Вывод. Глаголы в одном и том же лице и числе имеют разные окончания (ешь и ишь ).
3. Работа с учебником с.88 упр.180.
- Что такое спряжение? ( Изменение глаголов по лицам и числам.)
- По какому признаку глаголы делятся на I и II спряжения? ( По личным окончаниям).
Прочитать рубрику «Обратите внимание!»
4. Вывод: По личным окончаниям глаголов можно узнать спряжение, лицо, число.
5. Д/задание с.89 упр.182.

Урок 08.04.2020

Тема: «Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
                      Восьмое апреля
                     Классная работа
Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода».
1. -Сегодня мы продолжим знакомство с художественным наследием России и напишем сочинение по одной из картин известного художника И.И. Левитана. Мы писали сочинение по картине «Золотая осень».
2. Работа по учебнику. Картинная галерея.
Упр.178 (с.87). Прочитать текст. Выделить части в тексте (Три: вступление, основная часть, заключение.) Вступление готовит к восприятию текста. Прочитаем вступление. - Как можно начать описание картины?  (На  картине,  передо мной изображено, я вижу.) Основная часть (описывается содержание картины). Заключительная часть (Легкое прикосновение).
3.Грамматическое задание. Цифра 4 (главные члены), 2 (разбор глагола с.147). Смотришь – смотреть урок за 7. 04. 20.
4.Вывод. В тексте три части. Каждая часть пишется с красной строки.
5. Д/задание упр.178 (с.87).

Урок 07.04.2020

Тема: «2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе».
1.Классная работа.
Записываем слова. Вставляем пропущенные буквы. В..ехал, в..юга, с..езд, вороб..и, об..явить. Подчеркиваем орфограммы.
2.Определите лицо глаголов  и напишите в тетрадь слова.
Рисую, рисуешь, рисует; полечу, полетишь, полетит. Лицо глагола определяем по личным местоимениям, по окончаниям. Окончание глаголов 2-го лица ед.ч –ешь, ишь
3.Работа по учебнику. Упр.172 (с.85).
Прочитать текст. Выполнить задания. Все выписанные глаголы 2-го лица ед. числа. Звуко - буквенный разбор слова опять. Как делаем на уроке.
Вывод. Глаголы 2-го лица единственного числа имеют окончания – ешь, -ишь и пишутся с мягким знаком. 
Д/задание упр. 177 ( с.87).

Урок 17.03.2020

Выполнить в рабочей тетради Вариант 1 часть 1

Урок 18.03.2020

Выполните упражнение 162


Урок 19.03.2020

стр. 80-81



Урок 06.04.2020

Спряжение глаголов. Кл.р. с.82 Определяем лицо глагола по личным местоимениям, которые можно подставить к глаголам, по окончаниям. Диск урок №46. Учебник Упр.168 с.82.
Д/з  Упр.169 с.83.
Отправлять работы на эл.почту    natalyabersenewa45@gmail.com         или  Viber .

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Расписание на 22.05.2020

Музыка Математика Русский язык Литературное чтение