Урок 15.05.2020
Тема: «Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве – реке».
1. Композитор Н.
А. Римский-Корсаков был из музыкальной семьи, его отец играл на фортепиано, а
мама и дядя пели народные песни.
Музыкальные способности своего сына они заметили,
когда ему было 2 года, а с 6 лет учили играть на рояле. У него был абсолютный
слух, ритм и память. Но больше всего в это время он мечтал о море – играл в
морские игры, рисовал и строил корабли. В 12 лет его отец привёз в Петербург и
определил в морской кадетский корпус. Там он учился и стал
гардемарином. На корабле «Алмаз» он совершил кругосветное плавание, вернувшись
из путешествия, он окончательно решил стать композитором.
В своих произведениях композитор описал картины
моря, разгорающейся утренней зари, ночного звездного неба, зарисовки из мира
пернатых и животных, передача всевозможных «голосов природы».
Римский-Корсаков написал 15 опер, большинство из
которых на сказочные сюжеты.
2.Сюита «Шехерезада».
-Ребята, кто читал книгу «Тысяча и одна ночь»?
Сборник этих сказок появился в XVIII во Франции. Вскоре с
французского языка сказки были переведены на многие другие языки. Сказки
создавались многими поколениями разных народов: арабами, персами, индусами. Сюита
- музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединённых
общим замыслом.
Симфоническая сюита «Шехеразада» была написана
Римским-Корсаковым всего за два месяца в 1888 году. Это программное
произведение. Программная музыка – музыка, в основе которой лежит определённый
сюжет, программа.
3.М.Мусоргский
«Рассвет на Москве – реке».
Это симфоническая картина М. Мусорского вступление к
опере «Хованщина». В ночь на 9 мая 1945г. по радио объявили об окончании
Великой Отечественной войны. От счастья люди не могли спать, они выходили на
улицу, чтобы поздравить друг друга. В это время по радио зазвучал «Рассвет на
Москве – реке».
Прослушать можно в аудиоприложении по литературному
чтению 01(36).
4.Д/з
прослушать М. Мусоргский «Рассвет на Москве – реке».
Урок 08.05.2020
Тема: «Музыкальные инструменты»
1.Ребята давайте вспомним, понятие « музыкальный
инструмент»
Музыкальные инструменты —
предметы, с помощью которых извлекаются различные музыкальные, а
также немузыкальные звуки для исполнения музыкального произведения.
2.Фортепиано – это удивительный
музыкальный инструмент, пожалуй, самый совершенный. Существует он в двух
разновидностях – рояль и пианино. На фортепиано можно
исполнить любое музыкальное произведение, будь то оркестровое, вокальное,
инструментальное, также любую современную композицию, музыку из кинофильмов,
мультфильмов или эстрадную песню.
3.Скрипка.
Верхняя часть скрипки-дека - изготавливается из ели, нижняя из белого клёна.
Клён можно брать для изготовления скрипки только весной, тогда, когда на дереве
появляются листья. После долгой зимы дерево “просыпается” и листья забирают
лишнюю влагу. А если ель будет со смолой, то она будет очень мешать мастеру.
Сделать скрипку очень сложно. Здесь важно всё: и
размер корпуса и форма корпуса и даже качество лака, которым её покрывают. В
изготовлении скрипок прославились на весь мир итальянские мастера из города
Кремон: Никколо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери. Их называют
сегодня мастера - волшебники. Никто до сих пор не разгадал секрета, как им
удавалось делать у скрипок необыкновенный и красивый голос.
4.Флейта
очень древний инструмент. Каких только превращений не претерпела флейта. Её
изготовляли из тростника и бамбука, из костей убитых животных и врагов, из
дерева, и даже из камня. Флейта была различной формы. Сначала возникли
простейшие свистковые флейты, похожие на детские игрушки – свистульки, потом
появились более сложные продольные и поперечные флейты.
5.Арфа
- многострунный щипковый музыкальный инструмент древнего происхождения. На арфе
играют, перебирая струны пальцами и нажимая на педали.
Современная арфа имеет 45-47 струн, натянутых вертикально на треугольной металлической раме с резонатором и семь педалей! Поэтому арфа – один из самых сложных для игры инструментов! Нужно большое терпение, чтобы научиться, на ней играть, ведь в игре участвуют не только две руки, но и обе ноги! На арфе играют и мужчины (арфисты) и женщины (арфистки). Арфа звучит очень поэтично, она применяется как оркестровый, ансамблевый и сольный инструмент.
Современная арфа имеет 45-47 струн, натянутых вертикально на треугольной металлической раме с резонатором и семь педалей! Поэтому арфа – один из самых сложных для игры инструментов! Нужно большое терпение, чтобы научиться, на ней играть, ведь в игре участвуют не только две руки, но и обе ноги! На арфе играют и мужчины (арфисты) и женщины (арфистки). Арфа звучит очень поэтично, она применяется как оркестровый, ансамблевый и сольный инструмент.
Арфа - инструмент не для всех. Во-первых, арфа очень
тяжелая – весит около 35 кг. Попробуй, удержи ее на плече в течение пяти часов.
6.
Гитара. Песня Сергея Никитина «Резиновый ёжик».
По возможности прослушать в интернете.
Урок 24.04.2020
Урок 24.04.20г Музыка
Тема: «Праздники русского народа: Троицын день».
1.Песни посвящали берёзе. Березонька кудрявая,
кудрявая моложавая.
Под тобою, березонька, все не мак цветет,
Под тобою, березонька, не огонь горит.
Не мак цветет, не огонь горит.
Красны девицы,
в хороводе стоят. Для тебя, березонька,
плясать хотят.
2. Водили хороводы.
Там березка выросла, там березка выросла,
выросла, выросла, там березка выросла .
3.На березке листочки, на березке листочки,
листочки, листочки, на березке листочки
4 Мы к березке подойдем, мы к березке подойдем.
Подойдем, подойдем. Мы к березке подойдем.
Урок 17.04.2020
Тема: «Создатели
славянской письменности Кирилл и Мефодий».
1. Знакомимся
с просветителями славян Кириллом и Мефодием.
- Много веков прошло, многое изменилось на Руси с
988 года. На земле русской стали возводить храмы, писать иконы, строить
монастыри, где собирались люди, посвятившие себя служению Господу. Их называли
монахами.
Одним из первых монастырей был построен в Киеве и
назван Печорский, потому что вначале отшельники собирались на молитву в дальней
пещере на высоком берегу Днепра. Сотни богомольцев стекались в Киево-Печерский
монастырь за молитвой и благословением. Много чудесных историй рассказывали те,
кто побывал там: о трудолюбии монахов, об их милосердии, об усердной молитве за
многострадальную русскую землю. До этого на Руси воспевали только богатырей и
их подвиги, теперь же появился другой пример – высоты духа и чистоты помыслов.
Отныне на Руси при храмах служило «черное
духовенство, то есть монахи, а в церквях службу отправляли священники, то есть
«белое духовенство». Их одежды были расшиты золотом и серебром, чтобы
подчеркнуть красоту православного обряда.
2.Церковная
служба велась на славянском языке. Это было великим достижением того времени.
Еще в IX веке два греческих монаха – Кирилл и Мефодий – совершили
настоящий переворот в умах христиан. Раньше считалось, что в литературе могут
существовать только три языка: латинский, греческий и еврейский. А Кирилл и
Мефодий не только создали славянскую азбуку, но и перевели на язык славян книги
Священного Писания, чтобы простые люди могли услышать слово Божие на своем
родном языке. В IX веке в Киево – Печорском монастыре обосновался
монах Нестор, который создал первую русскую летопись – «Повесть временных лет».
3.Запомните слова, которыми начинается эта
книга: «Откуда пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и как
прославилась Русская земля», ведь отныне эта история принадлежит вам.
4. Жили Кирилл и Мефодий в самом сильном и богатом
государстве того времени – Византии. Эта страна славилась учеными мужами не
меньше, чем богатством или силой армии. Удивительно много было сделано братьями
для Русской земли. Славянские народы чтят подвиг просветителей Кирилла и
Мефодия. Церковь признала их святыми. В учебнике на стр.30 изображена икона
«Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий». В их честь звучит гимн, написанный
болгарским композитором Панайотом Пипковым 100 лет назад. В Москве им поставлен
памятник.
5. Слушание гимна «Российский гимн Кириллу и Мефодию»,
(посмотреть в интернете)
6.Домашнее задание: Записать в тетрадь свои впечатления.
Урок 10.04.2020
Тема: « Светлый праздник».
1.Тема
нашего урока связана с приходом весны:
Весна идёт, полна чудес!
ХРИСТОС ВОСКРЕС! ХРИСТОС ВОСКРЕС!
Весна всегда связана со светлыми ожиданиями,
надеждами…
На это время и приходится Светлое Христово
Воскресенье-Пасха. Православная церковь считает Пасху главным христианским праздником.
Этот день радостный, светлый. И поэтому тема урока звучит: «Светлый
праздник»
Все события, связанные с ним -
огромное чудо! Давайте немного вспомним события, о которых нам поведала
Библия-главная христианская книга.
2.Каждый год праздник Пасхи приходится на разные
дни. В этом году когда мы отмечаем этот праздник?(19 апреля)
Со светлым праздником у нашего православного народа
связано много традиций, обычаев и обрядов. И сегодня мы вспомним некоторые из
них.
Конечно, начинается сам праздник в церкви с
Пасхального богослужения - Всенощной службы.
- Кто
из вас бывал на Пасхальном богослужении?
Во время богослужения звучит тропарь – праздничная
песнь «Тропарь»
Священник (батюшка), церковный хор и все прихожане
поют этот тропарь.
Во время пасхальной службы, кроме тропаря и других
песнопений, звучит очень красивая молитва. Учебник с.34 – 35. В конце службы
происходит освящение пасхальных даров-куличей и яиц.
Урок 20.03.2020
Прослушать "Утро" Э.Грига
Комментариев нет:
Отправить комментарий