Окружающий мир

Урок 20.05.2020

Тема: Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия».

1.Выполни задания учебника на с.216  - 219.
2.При выполнении заданий заполняй таблицу. Таблицу посмотреть в тетради.
3.Посчитай и запиши число верных ответов.
4.Соотнеси с таблицей в учебнике и раскрась соответствующий знак.
5.Д/задание.  Сдать задание на с.216 – 219.



Урок 18.05.2020

Тема: Путешествие по России. Наши проекты.

1.В любом уголке огромной России мы непременно найдём что-то новое, неизвестное для нас. Масса удивительных городов и деревень, древних и совсем ещё молодых, и у каждого из них своя замечательная история.
Не одно столетие с запада на восток навстречу солнцу шли землепроходцы, осваивая и заселяя нашу страну. Высокими горами и бескрайними равнинами, множеством озёр и рек знаменита наша Родина.
Что вы знаете о своей стране? Какие народы населяют Россию?
Какие достопримечательности вам известны?
Каких выдающихся людей нашей страны вы знаете?
Сегодня на уроке мы совершим большое виртуальное путешествие по самой большой стране в мире – России. В этом путешествии мы
познакомимся с равнинами, горами, реками, морями, озёрами, с народами, населяющими нашу страну, с городами и выдающимися людьми нашей страны.
Посмотрите на карту России. Как велика и необъятна наша страна! Она протянулась от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря, от Балтийского моря до Тихого океана.
Каждый уголок России славится своей удивительной природой, художественными промыслами, людьми, которые там живут.
2.Первыми встречают новый день жители Дальнего Востока. Отсюда и начинает солнце свой путь над территорией нашей страны. Вместе с ним с востока на запад мы начинаем путешествие по России.
Население этих краёв - чукчи, коряки, удэгейцы и другие народы. Многие названия произошли из языков этих народов. Например, полуостров Чукотка в переводе на русский язык означает «земля чукчей». С природой этого края связаны и старинные занятия населения - это оленеводство, охота, рыбная ловля. Учебник с.181.
3.Современный Дальний Восток — это не только удивительная природа, но и красивые большие города. Учебник с.182.
На Тихом океане находится город-порт Владивосток. Его называют морскими воротами России. Владивосток – центр Приморского края, конечный пункт Транссибирской железнодорожной магистрали.
На карте нашей страны он появился в 1860 году. Об этом событии напоминает колонна при въезде в город. На ней установлена модель парусника «Маньчжур» — русского корабля, который бросил якорь в бухте Золотой Рог в 1860 году. Жизнь Владивостока тесно связана с морем. Издавна из порта города на промыслы выходят рыболовецкие суда.
4.Просторы Сибири. Учебник с.183 -184.
Коренные народы этого края – якуты, буряты, хакасы, тувинцы, алтайцы, ненцы и другие.
Что можно увидеть в Сибири? Самые высокие горы в России. В горах Южной Сибири берут начало самые крупные реки в стране: Обь, Енисей, Лена, Колыма.
«Голубыми глазами» России называют Каспийское озеро и озеро Байкал.
Одно из замечательных озёр – озеро Байкал.
Это самое глубокое озеро в России и в мире. Байкал называют «священным озером». Люди, живущие на побережье Байкала, относятся к нему не как к озеру, а как к живому и мудрому существу. С ним связано очень много легенд и поверий. Местные жители не позволяют себе даже камень кинуть в озеро без надобности.
5. Вот мы и добрались до Урала.  Учебник с.186 – 188.  На три тысячи километров тянутся Уральские горы. Уральские горы разделяют Восточно-Европейскую равнину от Западно-Сибирской. Эти достигают и двух километров,  горы протянулись с севера на юг, через всю страну. Они довольно низкие. Урал славится своими самоцветами. В горах можно найти малахит. Вспомним писателя П. П. Бажова, который написал о природных богатствах Урала - «Хозяйка медной горы», «Серебряное копытце». Сам он родом из Екатеринбурга. Наверняка вы слышали произведения великого русского композитора П. И. Чайковского. Родина композитора – г. Воткинск. Здесь открыт Дом-музей П.  И. Чайковского. Урал называют ещё краем металлургов. Около 300 лет назад возникли на Урале металлургические заводы, которые во время Великой Отечественной войны поставляли фронту военную технику, танки, самолеты, артиллерийские установки.
Известный в русской истории батюшка-Урал. Здесь стоят старинные русские города Златоуст (ныне Трехгорный), Челябинск, Екатеринбург, Уфа, Оренбург. Оренбург известен во всём мире своими пуховыми платками. Это настоящее искусство и народное ремесло местных мастериц.
6.Продолжаем наше путешествие по северу европейской части России и по Волге. Учебник с.189 – 183.
Красив Русский Север! Это край густых лесов, бескрайних озёр и чистых, прозрачных рек. «Волга-матушка» - так называли в старину знаменитую реку. Издавна здесь возникали деревни, монастыри, города. Кроме русских здесь живут карелы, коми, ижора, вепсы. Север славится своими мастерами-плотниками. Чудом этих мастеров является Преображенская церковь. Она стоит на острове Кижи в Онежском озере. В этой постройке нет ни одного гвоздя! В конце XVI века велел царь Иван Грозный построить порт на берегу Северной Двины. Таким образом, возник будущий Архангельск. До возникновения Петербурга Архангельск был главным морским портом страны. На славной реке Вологде стоит старинный русский город с таким же названием-Вологда. Этот город основан в том же году, что и Москва. Гордость Вологды – кремль и Софийский собор. Младшим братом Великого Новгорода называли в старину город Псков. Главная достопримечательность города – мощный Псковский кремль. Под Псковом расположено село Михайловское. Это место навеки связано с именем А. С. Пушкина.
А теперь побываем в городе Волгограде. Раньше назывался Царицын от речки Царица, которая впадает в Волгу. В 1942-1943 годах в городе, тогда он назывался Сталинградом, разразилась одна из важнейших битв Великой Отечественной войны. Об этом напоминает в Волгограде на Мамаевом кургане величественный монумент «Родина-мать».

За полярным кругом расположен город-герой Мурманск. В годы Великой Отечественной войны его стойко обороняли советские солдаты и мурманчане. Город не сдался врагу.
Как драгоценный пояс окружают Москву старинные русские города: Владимир, Суздаль, Дмитров, Рязань, Звенигород, Серпухов, Коломна, Тула, Тверь, Углич, Калуга, Ростов Великий, Сергиев Посад.
О славном прошлом Суздаля и Владимира говорят их гербы. На гербе Суздаля – сокол в великокняжеской короне. А на гербе Владимира изображён золотой лев в короне с длинным серебристым крестом в лапе. Короны напоминают о том, что когда-то Владимир был столицей Владимиро-Суздальской Руси, а Суздаль – главным центром Суздальской земли.
7.Украшением Владимирской земли является жемчужина древнерусского зодчества – церковь Покрова на Нерли. Как прекрасная лебедь отражается в реке изящная белая церковь. Многие наслышаны о знаменитых тульских пряниках и тульских самоварах. Здесь же находится усадьба Ясная Поляна, где жил великий русский писатель, любимец многих детей и взрослых Л. Н. Толстой. Легендами овеяна история Казани – столицы Татарстана. Из поколения в поколение передаются сказания о татарской царице Сююмбике. Башня Сююмбике стала символом города Казани. И завершим своё путешествие на юге России. Издавна живут на юге России на реках Дон и Кубань казаки. Казаки,  верно служили царю, охраняя границы России.
Интересные обычаи сложились у казаков. Когда рождался в семье мальчик, дед и отец стреляли из ружей – это был знак о том, что родился будущий воин, защитник родной земли.
На юге России расположены живописные города: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа. Прекрасный город Новороссийск – порт на берегу Чёрного моря. Новороссийск получил звание города-героя.
Мемориал «Малая земля» стоит на том месте, где советские войска держали оборону Новороссийска в 1943 году.
Неописуемо красива природа Северного Кавказа: суровые горные вершины, покрытые снегом, быстрые горные реки, чистый горный воздух. Кавказ богат минеральными водами, которые помогают при многих болезнях.
Давайте посмотрим, какие города здесь находятся: Нальчик, Пятигорск, Кисловодск, Владикавказ, Грозный, Назрань, Махачкала. Этот край славится своими замечательными здравницами.
Городу Грозному присвоено «Город воинской славы». Главная достопримечательность Чеченской Республики – одна из самых красивых и больших мечетей России - «Сердце Чечни». Вот и закончилось наше путешествие.
Что нового вы узнали о России?
Какой из городов вам больше всего запомнился?
Расскажите своим друзьям о нём.
8.  Д/задание. Наши проекты с.204 – 205. Рассказать и написать где вы хотели побывать.

Урок 13.05.2020

Тема: Такие разные праздники.

1.Учебник на с.175 – 179.
Праздник – это торжество,  в честь какого – либо события. Пётр I ввёл новый календарь, и этот праздник отмечают 1 января. Новый год отмечают с 31 декабря по 1 января.
2.Государственные праздники. 12 июня – День независимости России, 12 декабря – День Конституции, 22 августа – День Государственного флага. В эти дни мы чествуем наше государство, его исторические традиции, символы.
3.Семейные праздники дни рождения, свадьбы и т.д.
4.Профессиональные праздники отмечают врачи, строители, работники печати, учителя и другие.
5.Работа с CD.
6.Д/з Р. Т. ВПР на с.50 – 51 (в. №6 ч.2).

Урок 11.05.2020

Тема: «Славные символы России».

1.В любом современном государстве основные его символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн.
Эти символы – часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны. И поэтому мы все должны хорошо знать историю государственных символов России, представлять, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, понимать их символику
2.Герб
  1. Что означает слово «герб»? (Словарь, учебник с. 168)
  2. История российского герба (Учебник с. 168 - 170)
3.Флаг
  1. Что означает слово «флаг»? (Словарь, учебник с. 170)
  2. Что представляет собой флаг Российской Федерации (описание) (Учебник, с. 170)
  3. Значение цветов Российского флага. (Учебник, с. 171)
  4. История Российского флага. (Учебник, с. 171)
4.Гимн
  1. Что означает слово «гимн»? (Словарь, учебник с. 172)
  2. Из истории гимна. (Учебник с. 172)
  3. Кто автор слов? (Учебник с. 172)
  4. Кто написал музыку? ( Учебник с. 172)
  5. Когда и где можно слышать исполнение гимна? (Учебник с. 172)
  6. Как нужно слушать гимн? (Учебник с. 172)
5.Вывод. Жители разных стран гордятся своими государственными символами, важно не только знать, как они выглядят, но и понимать символику, знать их историю. Отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры. 

Урок 06.05.2020

Тема: «Мы – граждане России».

1.На предыдущем уроке мы узнали, что главой нашего государства является президент. Парламент нашей страны Федеральное собрание. Состоит из двух палат. Из совета Федерации и Государственной Думы. У нас есть права на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени и другие.
2.Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики. Правительство Российской Федерации решает важные вопросы страны. Оно разрабатывает меры по развитию хозяйства, культуры и других областей жизни.
3.МЫ все – граждане России, а это значит, что мы имеем права и обязанности. Одно из важнейших прав граждан – избирать и быть избранными на государственные посты.
4.Посмотреть предыдущий урок по окружающему миру.

Урок 29.04.2020

Тема: « Основной закон России и права человека».

1.Правовой статус Российской Федерации определяется Конституцией, Декларацией и Федеративным договором. Российская Федерация является государством, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории. В настоящее время в составе Российской Федерации находятся: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округов — всего 83 субъекта РФ.
2.Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация. Российская Федерация – это современное российское государство, образованное в 1991 году. Российская Федерация (равноправное название – Россия) получила это именование 25 декабря 1991 года.

Российской она называется, потому что большинство её населения – русские. Слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами.
Все люди в нашей стране равноправны. Об этом записано в Основном законе страны в статье 19 Конституции Российской Федерации. Она была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. Конституция называется Основным законом, а это значит, что все остальные законы не должны ей противоречить.
Главным документом защищающий права человека является Всеобщая Декларация прав человека. 10 декабря 1948 года на заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций была принята Всеобщая декларация прав человека.
Принятые законы не должны противоречить конституции. За этим следит конституционный суд. Он отменяет решения законодателей, нарушающие конституцию.
В Декларации говорится о том, что у каждого из нас есть права, которые никто не может отнять. Знать свои права и обязанности – это долг каждого гражданина России.
3.Все права делятся на четыре основные группы:
личные или гражданские;             социально-экономические;
культурные;                                    политические.
Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.
Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень: право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование.
К культурным правам относятся: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения, право на развитие и др.
К политическим правам относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.
Наряду с правами у граждан Российской Федерации в Конституции записаны основные обязанности.
беречь памятники истории и культуры;    беречь природу и окружающую среду;
защищать Отечество;                                  платить налоги.
Это очень важные и необходимые обязанности.
1 июня в России отмечают международный День защиты детей. С первого дня своей жизни дети находятся под защитой государства.
Свидетельство о рождении ребёнка – это самая первая официальная бумага, которая призвана удостоверять детскую личность до исполнения четырнадцати лет.
Все граждане России, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации, обязаны иметь паспорт гражданина Российской Федерации. Паспорт гражданина Российской Федерации – это основной документ, удостоверяющий личность гражданина России на территории Российской Федерации.
5.Основные права ребёнка, сформулированные в Конвенции.
Главой нашего государства является президент Российской Федерации.
Президент Российской Федерации в торжественной обстановке приносит народу присягу. Он клянётся уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать независимость и безопасность государства, верно, служить народу
В 2012 году российским президентом вновь был избран Владимир Владимирович Путин. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным Главнокомандующим Вооружённых Сил Российской Федерации
Резиденция нашего президента находится в Кремле, располагается в здании Сената. В резиденции проходят вручения государственных наград, грамот, церемонии инаугурации президента, приёмы по случаю крупных государственных праздников.
Парламентом страны является Федеральное собрание. Оно состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная дума принимает законы, а Совет Федерации одобряет или отклоняет их.
После одобрения закона Советом Федерации, он направляется на рассмотрение Президенту. Закон вступает в силу после того, как его подписывает Президент.
Важные вопросы жизни страны решает Правительство Российской Федерации. Оно разрабатывает меры по развитию хозяйства, культуры и других областей жизни.
Чтобы стать достойным гражданином своей страны, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете все законы, сможете обдумывать и контролировать свои поступки, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Станьте достойными гражданами своей страны!
6.Текст вопроса: Установите соответствие
Конституция – ________________________.
Законы – _____________________________.
Декларация – _________________________.
Варианты ответов: документ, провозглашающий важные принципы и правила; основной закон страны; правила, установленные государством.
7. РЭШ.  31 урок окружающий мир https://resh.edu.ru/
8.Д/задание. Тест письменно.

Урок 27.04.2020

Тема: Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории Отечества».

1.Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
  1. Древнеславянские племена
  2. Возникновение Древнерусского государства.
  3. Ордынское иго. Александр Невский.
  4. Пётр I — первый российский император.
  5. Отечественная война 1812 года.
  6. Россия в XIX веке.
  7. XX век. Распад СССР
2. По теме:
Бортничество – добывание мёда диких пчёл
Иго – господство, связанное с угнетением.
Ополчение – войско, сформированное в условиях военного времени в
помощь армии из гражданских лиц на добровольной основе.
Манифест – письменное обращение верховной власти к населению по
поводу событий исключительной важности.
Крестоносцы – это воины, на одежде и доспехах размещали кресты.
Воины отправлялись в Крестовые походы. До похода кресты
размещались на груди, после – на спине.
3.Ключевые слова:
Отечество; Родина; Древнерусское государство; Россия; СССР; правители;
полководцы; подвиги; победы; поражения; промышленность; техника; наука.
4.Проверочная работа на с.211-216 учебника (письменно).
5. Д/задание. Работу сдать.
6.В РЭШ использовать урок 30. Окружающий мир.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4026/conspect/160068/
https://resh.edu.ru/

Урок 22.04.2020

Тема: «Страна, открывшая путь в космос».
1. 4 октября 1957г. В нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление. А 12 апреля 1961г. Весь мир облетело новое ошеломляющее известие – впервые в космосе человек. Им был Юрий Алексеевич Гагарин с.147 учебника. Другим первооткрывателем – космонавтом стал также наш соотечественник Алексей Леонов – первый человек, вышедший в космос. Все эти успехи в космосе связаны с именем талантливого конструктора Сергея Королёва.
2.К 1970 годам стало особенно цениться образование. На сибирских реках были возведены мощные электростанции: Братская, Красноярская, и Саяно- Шушенская. Велась разработка полезных ископаемых. В магазинах пропадали самые необходимые вещи, привычными стали длинные очереди. В 1991 году Советский Союз прекратил своё существование.
3.Работа CD
(Просмотр презентации).
4.Д/задание. Подготовить сообщение о космонавте.

Урок 20.04.2020

Тема: «Великая война и Великая Победа».
1.На уроке мы расширяем и углубляем наши знания об этой войне.
Учебник нас.140 прочитать. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке от Баренцева моря на севере до Чёрного моря на юге. С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ.
На с.141 учебника прочитать «Города – герои».
2.Героическая летопись с.142 – 145 прочитать.
Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900 – дневная  оборона Ленинграда. В январе 1942г наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. В августе 1942г началась более чем шестимесячная Сталинградская битва, она переломила ход войны. В 1943г разгорелось Курское сражение. В 1944 году территория Советского Союза была освобождена.  Вначале 1945г советские войска с востока вступили на территорию Германии. 9 мая  мы отмечаем  как праздник Победы.
3.Работа с СD.
(Просмотр презентации).
4.Д/задание на с.146 вопрос 2,3 письменно (2 звёздочки).

Урок 15.04.2020

Тема: «Страницы истории 20 -30 годов».
1.Сегодня на уроке мы узнаем, что происходило в этот период. В этот период 1922г. На карте появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Республик. Государство существовало до 1991г. После 7 ноября  1917г у власти большевики. Советы были основным звено в управлении государством. В стране больше не было царя, помещиков и фабрикантов. Началась борьба с неграмотностью. В 30 –е годы построили новые города, заводы, электростанции, московское метро.
2.Крестьяне получили землю и объединились в колхозы. И в городе, и в деревне люди бедствовали. Жизнь была очень тяжёлой. Разразился страшный голод, который унёс жизни многих сельских жителей. Мужчины бросали свои разоренные хозяйства, забивали избы и отправлялись на Урал.
3.Учебник с136 -139 прочитать.
4.Работа с CD
(Просмотр презентации.)
5.Д/задание с.139 «Проверь себя» (письменно).

Урок 13.04.2020

Тема: « Россия вступает в ХХ век».

1.Работа по учебнику (с.128 – 129).
На с.128 изображен портрет Николая II. Это последний российский государь. Николай II отрекся от престола, появились различные политические партии.
2. Прочитайте статью на с.129 « Россия в Первой мировой войне». – Как  вы думаете, кто  участвовал в этой войне?  ( Граждане одной страны воевали друг с другом).  Почему началась  война? ( Одни люди хотели оставить старые порядки, а другие – установить новые). Всякая война является бедствием для людей. Жестокая, кровопролитная гражданская война, оборвавшая многие жизни, закончилась победой Красной Армии. (Перебои с продажей хлеба, , рабочие вышли на улицы, на сторону народа перешли войска, император был вынужден отречься от престола). Сторонники большевиков – красные, их противники – белые.
3.Работа с CD.
( Просмотр презентации).
4. Вывод. Двадцатое столетие стало для России временем тяжких испытаний и жестоких потрясений: войны, череда революций, неисчислимые жертвы. На руинах прежней империи выросла новая – Советский Союз, которому история отмерила всего семь  десятилетий.
5. Д/задание с.133 «Проверь себя» письменно.

Урок 08.04.2020

Тема: «Страницы истории Х I Х века».
1. Проверим  д /з, как вы знаете текст учебника на с.112-119  и ответим на вопросы в рабочую тетрадь.
   1) Кто был главнокомандующим русскими войсками в1812г?
   2) Запишите дату Бородинской битвы.
   3) Какое решение принял М.И. Кутузов после Бородинского сражения?
   4) Война 1812г. Называется Отечественной потому, что?
2. Даны слова: декабрист, крепостной, конка, манифест, мануфактура, Транссибирская магистраль. Значение данных слов узнаем из истории Х I Х (19) века.          Крепостное право-законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. Крестьян, прикрепленных к помещичьей земле, называли крепостными. Против крепостного права выступали офицеры – дворяне в1825г. 14 декабря (их назвали декабристами). После Отечественной войны 1812г. Многие надеялись на освобождение крепостных. Но это произошло только в 1861г., когда царь Александр II подписал манифест о крестьянской вольности. За что его прозвали Освободителем. Транссибирская магистраль (железная дорога) связала центр страны с Сибирью и Дальним Востоком. Москва славилась прекрасными тканями. Их производили текстильные мануфактуры. Конная железная дорога (конка) на с.124 учебника.
3.Вывод. Страна начала быстро развиваться, отменили крепостное право.
4. Д/задание  на с.126 учебника ответы на вопросы «Проверь себя» письменно.
Отправлять работы на эл.почту    natalyabersenewa45@gmail.com         или  Viber .

Урок 06.04.2020

Тема: "Отечественная война 1812 года."
 Работа с СД (Просмотр презентации). 
Учебник с.112-119 прочитать, ответить на вопросы.
Д/з с.112-119 повторить.

Отправлять работы на эл.почту    natalyabersenewa45@gmail.com         или  Viber .

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Расписание на 22.05.2020

Музыка Математика Русский язык Литературное чтение