Литературное чтение

Урок 20.05.2020

Тема: Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература». Урок – отчёт. Путешествие по дорогам любимых книг. Внеклассное чтение.

1. Зарубежная литература – один из жанров, который помогает перенести ребенка в мир приключений и сказок, где происходят нереальные события и действуют фантастические персонажи. Отличительными признаками зарубежной волшебной сказки являются: зачин, волшебные предметы, борьба добра и зла, победа добра, концовка.
В разделе «Зарубежная литература» вы познакомились с произведениями зарубежных писателей: М. Твена, Г.Х. Андерсена, Д. Свифта, С. Лагерлефа. Так же узнали биографию этих авторов, которая позволила вам понять, почему именно такого героя и сюжет выбирал автор. Смогли отметить особенности зарубежной литературы. Провели сравнительный анализ творчества отечественных писателей и зарубежных. Постарались найти сходство и отличие в поведении и поступках наших детей и зарубежных. В ком – то увидели себя.
Изучив творчество зарубежных писателей, мы пришли к выводу, что оно нацелено на сознание, чувства и поступки ребенка. Так, например, известный нам главный герой М. Твена Том Сойер, весёлый и сообразительный мальчишка, которому неведома скука. Ему ничего не стоит придумать шалость или увлекательное занятие, чтобы скоротать время. Читая книгу, мы попадаем в привычный и знакомый нам мир, где царят законы, отличные от законов взрослого мира. Здесь свои законы о чести и бесчестии, добре и зле, справедливости и обмане.
В произведениях зарубежных писателей не остается в стороне тема дружбы и любви, которая объединила сказки Уайльда «Счастливый принц», «Соловей и роза».
А автор рассказов Джеймс Олдридж раскрыл тему детства через красоту человеческих взаимоотношений.
О творчестве зарубежных писателей можно говорить очень долго, но, чтобы понять и проникнуться темой произведений, их надо прочитать.
2. « Кому-то сказки надоели,
А кто-то сказками пленен.
И самый лучший наш урок
Начнем с знакомых нам имен».
Задание  « Угадай сказку» и запиши ответ. Перед тобой картинка, ты должен угадать, как называется сказка.
3.Задание.
1)Энергичный, остроумный, предприимчивый мальчик двенадцатилетнего      возраста, сирота которого воспитывает тетя Поли.
2)Дочь морского властелина, которая мечтает увидеть земной мир.
      3)Неутомимый путешественник.
     4)Кто был тот младенец, родившийся в пещере, которого славили ангелы.
4.Д/задание. Ответы записать в тетрадь.



Урок 18.05.2020

Тема: С. Лагерлеф «Святая ночь». С. Лагерлеф « В Назарете».                     
Библейские сказания – собрание священных книг иудаизма и христианства.
Рождественский сочельник - канун церковного праздника Рождества.
Лампада – небольшой сосуд, зажигаемый перед иконой.
Святой - личность, особенно чтимая в различных религиях за святость, благочестие, праведность, стойкое исповедание веры.
Молитва - важная часть духовной жизни верующего человека», обращение «человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам.
Псалом - жанр и форма иудейской и христианской лирической молитвословной поэзии.
Лютня - струнный щипковый музыкальный инструмент с ладами на грифе и грушевидным корпусом.
Посох - шест (трость) особого вида и назначения. Во многих религиях знак власти высшего духовенства
Головня - тлеющее или обгорелое полено, бревно.
1.Знакомство с произведениями С. Лагерлеф происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Ани и Володи.
А: Мы с мамой вчера говорили о великой волшебнице в области литературы Сельмой Лагерлеф, которая рассказывает нам о великом таинстве рождения Господа нашего Иисуса Христа.
В нашем учебнике есть ее произведение. Давай почитаем с.201 -208. Чтение отрывка:
Когда мне было пять лет, я пережила очень большое горе. Пожалуй, это было самое крупное горе, какое только выпадало на мою долю. У меня умерла бабушка. До самой своей смерти она проводила все время, сидя в своей комнате на угловом диване и рассказывая нам чудные вещи
В: В этом фрагменте повествование идет от имени автора рассказа. Автору грустно, потому что она потеряла свою бабушку, близкого ей человека, и этим горем хотела бы поделиться с нами.
А: Настоящим счастьем для детей было слушать бабушкины рассказы.
В: Что хотела бы нам рассказать Сельма Лагерлеф?
А: Сельма Лагерлеф хотела бы рассказать нам удивительную историю, услышанную от бабушки в Рождественский сочельник.
В: Давай попробуем ответить на вопросы, которые волновали маленькую девочку. Почему животные и предметы оказывали милосердие?
А: Родился Иисус Христос.
В: Давай продолжим читать произведение. Чтение отрывка:
Оглянувшись, пастух увидел, что ангелы были повсюду: они сидели в пещере, спускались с горы, летали по небу; громадными толпами шли они по дороге, останавливались у входа в пещеру и смотрели на младенца.
И повсюду царила радость, ликование, пение и нежная музыка… И все это видел и слышал пастух в темную ночь, в которой раньше ничего не замечал. И ощутил он великую радость оттого, что открылись глаза его, и, упав на колени, благодарил Господа.
В: В этом отрывке говорится о том, что родился Иисус Христос и вся природа радовалась этому. Даже злой пастух сжалился над Матерью и Младенцем.
А: Как ты думаешь, зачем Господь пришел к людям на землю?
В: Любя людей, заботясь о них, Господь хотел показать смысл жизни и открыть путь к вечному счастью. Иисус - значит Спаситель. Христос-помазанник Божий.
А: А в чём, по-твоему, счастье?
В: Когда на земле нет войны – это тоже счастье. Люди должны любить друг друга и заботиться друг о друге. Господь пришел на землю, чтобы очистить людей от греха.
А: Давай почитаем следующий отрывок. Чтение отрывка:
– Если бы мы умели смотреть, то и мы могли бы увидать все, что видел пастух, потому что в рождественскую ночь ангелы всегда летают по небесам…
И, положив руку мне на голову, бабушка сказала:
– Запомни это… Это такая же правда, как и то, что мы видим друг друга. Ни свечи, ни лампады, ни солнце, ни луна не помогут человеку: только чистое сердце открывает очи, которыми может человек наслаждаться лицезрением красоты небесной
В: Аня, я, кажется, понял, в чем главная мысль этого произведения: Все прекрасное – в глазах смотрящего. Чтобы увидеть, что-то хорошее, надо самому стать лучше.
А: Да, действительно, произведение учит видеть сердцем, становиться лучше, проявлять доброту и благородство.
В: Знаешь, Аня, это сказание, действительно, напоминает русскую песню. Когда читаешь его, видишь не только картины природы, но и самого Иисуса. Мне даже кажется, что я слышу его голос, чувствую, как он любит родную землю и поёт о ней. Я бы назвал это сказание «Ночь перед Рождеством» или «Рождение Господа».
А: А если бы я была композитором, обязательно написала бы музыку к этому сказанию.
В: Я думаю, бабушка хотела, чтобы дети верили в чудеса, росли  добрыми, отзывчивыми. Может быть, поэтому Сельма Лагерлеф стала писательницей.
А: Но чтобы стать писательницей, девочке надо было учиться. Училась она долго и упорно, став впоследствии одной из самых замечательных писательниц Швеции. Сельма Лагерлеф автор 27 крупных произведений. В книге “Сказания о Христе” писательница собрала легенды, рожденные на Востоке. А начала она эту книгу с рассказа о Спасителе, услышанного от бабушки в рождественскую ночь.
В: Я считаю, что эту историю должны знать и взрослые, и дети. Ведь она «открывает глаза» на окружающий мир, учит замечать волшебство и величие Господа.
2.План произведения «Святая ночь»
1) Воспоминания о бабушке и ее рассказе
2) Поиски огня для жены и ребенка
3) Встреча с пастухом
4) Пастух дал огня
5) Пастух пошел за незнакомцем
6) Пастух подарил семье овечью шкуру
7) Ангелы вокруг Спасителя
3.Д/задание с.209 – 216 прочитать. Письменно вопрос 4.

Урок 15.05.2020

Тема: М. Твен «Приключения Тома Сойера».
1.Повторение пройденного (письменно)
А) Как изменилась Русалочка после встречи с принцем?
В) Сколько лет жили русалки?
Г) На что захотелось ей променять триста лет своей жизни?
Д) На какие условия ведьмы согласилась Русалочка, чтобы стать девушкой?
Е) Она навсегда покидала свой дом, отца, сестер.
2.Сегодня мы продолжаем знакомство с зарубежной литературой.
Откройте учебник на странице с.194.  Прочитайте имя и фамилию писателя, о творчестве которого мы будем сегодня говорить. (Марк Твен  или Сэмюэл Ленгхорн Клеменс.)
-Под одним именем он писал, а другое – его настоящее имя.
- Каким словом называют вымышленное имя автора? (Псевдоним.)
“Но детство Сэмюэля Клеменса кончилось очень рано. Ему было только 12 лет, когда умер его отец , и ему вместе с братом пришлось заботиться о содержании семьи. Будущий писатель изучил профессию наборщика, он был и лоцманом , и золотоискателем, служил солдатом, выступал с чтением юморесок. В своих произведениях он стремился отображать правду жизни, то, что он сам выстрадал и пережил. Марк Твен оставил потомкам замечательные произведения. Такие, как “Приключения Тома Сойера”, “Приключения Гекльберри Финна”, “Принц и нищий”, “Таинственный незнакомец”.
3. Чтение фрагмента романа М.Твена “Приключения Тома Сойера.” и работа над текстом.
- Прочитайте фрагмент из романа “Приключения Тома Сойера” и подумайте, как можно его назвать? Почему?
“Первая любовь”. “Признание”. “Я вас люблю”. “Том и Беки”.
Можем ли мы считать, что любовь Тома – настоящее, большое чувство?
 Это не настоящая любовь, которая бывает у взрослых. Она какая-то смешная.
У Русалочки была настоящая любовь. У Тома любовь,  как игра.
4. Особенность романа Марка Твена в том, что все обычные ситуации взрослой жизни писатель переносит в мир детей и делает это весело, с юмором. Подтвердите этот вывод словами из текста.
“Учителя чуть не хватил удар, он растерянно взирал на Тома. Гудение в классе прекратилось. Ученики подумывали , уж не рехнулся ли отчаянный малый”.
“Когда же она опять осторожно обернулась, перед ней очутился персик. Она его отодвинула. Том тихонько подвинул персик обратно. Она его опять отодвинула, но уже не так враждебно. Том, не теряя терпения, положил персик на старое место. Она его не тронула. Том нацарапал на грифельной доске: “Пожалуйста, возьмите, у меня есть еще”.
5.Особенность этого произведения состоит в том, что оно написано в форме пародии.
Учитель записывает на доске “роман-пародия”.
Пародия состоит в “передразнивании”, сведении серьезного в смешное.
Запомните это слово. А почему это произведение называют романом? Давайте разберемся. Вспомните по фильму: о чем говорится в этой книге?
1)О дружбе Тома с Гекльберри.2) О любви Тома к Бекки. 3)О воскресной школе. 4)Об убийстве на кладбище. 5)О том, как мальчишки искали клад.
-Каких героев этого романа вы можете припомнить? У Тома была тетушка. Индеец Джо. Судьи. Учитель в школе. Родители Беки.
“Роман – повествовательное произведение с описанием большого числа всевозможных историй и событий. В романе много действующих лиц”.
 Речь героев – это тоже художественное средство. С его помощью Марку Твену удается рассмешить читателя. Вспомним: с чего начинается фрагмент романа? (Том опаздывает в школу.)
 Мог ли он избежать наказания? (Да, если бы что-нибудь соврал.)
- Почему же он не сделал этого? Ему хотелось сесть с Бекки, и он все подстроил так, что об этом никто не догадался. Ему это удалось, ведь учитель посадил его рядом с Бекки.
- Как Том привлек к себе внимание Бекки? Он сначала дал ей персик, потом он нарисовал смешной рисунок, потом он познакомился с девочкой, а дальше он признался ей в любви.
- Что же мы можем сказать о Томе? Какой он? Том веселый. Он умеет хитрить. Он может заинтересовать собой. Том очень увлекался всем. Он так увлекся Бекки, что больше ни о чем другом и думать не мог. Том мог во всем видеть смешное, интересное. У него все получалось как-то смешно.
6. Д/задание с.194 -200 прочитать.

Урок 13.05.2020

Тема: Г.Х. Андерсен «Русалочка».

1. Учебник на с.167 – 183 прочитать.
2. Произведение очень большое, поэтому мы разобьём его на части.
Ι часть. Морская семья.
До слов «Когда она подняла голову над водой …» на с.169.
ΙΙ часть. Прекрасный принц.
До слов «Надвигалась буря, матросы принялись убирать паруса» на с. 171.
ΙΙΙ часть. Страшная буря.
До слов «К утру буря стихла» на с. 172.
ΙV часть. Принц спасён.
V часть. Тоска русалочки на с.174.
VΙ часть. Наблюдение за принцем на с.176.
VΙΙ часть. Какая она – человеческая жизнь? На с.177.
VΙΙΙ часть. Морской бал во дворце на с.178.
3. Отрывок на с.179 – 183 про ведьму письменно разделить на части и составить план как в классе (IX,  XXI, XII).
4.Д/з. Поделить отрывок на части и озаглавить их.

Урок 11.05.2020

Тема: Г.Х. Андерсен «Русалочка».

1.Сегодня мы начинаем читать сказку «Русалочка» Г.Х. Андерсена
Знаменитый датский писатель, родился 2 апреля 1805г. в Оденсе, на острове Фионии, где жил его отец, бедный сапожник. В Копенгагене во время обучения в гимназии он уже обратил на себя внимание публики несколькими стихотворениями. Г. Х. Андерсен писал драматические произведения для театра. Андерсен считал сказки «милыми пустяками», не имевшими особой литературной ценности. Сказки Г. Х. Андерсена много раз переводились и издавались на русском языке.
2.Чтение сказки с.167 учебника до слов «К утру буря стихла» на с.172.
Значение слов.
Кораллы – ярко- красный, розовый или белый камень – известковое отложение морского полипа.
Прилив – периодически повторяющееся в течение суток поднятие уровня моря
Пучина - морская бездна, водоворот, гибельное место
Гавань – прибрежная часть моря, используемая для стоянки судов, синоним порта
Мачта – сооружение в виде укрепленного столба или ствола, для установки парусов
Вал – (1) длинная земляная насыпь; 2) очень высокая волна).
Сан – (1) звание, связанное с почётным положением; 2)звание служителя христианского религиозного культа).
3. Работа по тексту сказки.
-Русалочка младшая сестра морского царя.
- Найдите в тексте портрет героини и зачитаем на с.168.
- Какая заветная мечта была у Русалочки? (Оказаться на поверхности моря и познакомиться с этим удивительным миром.)
-Что она при этом испытывала? (Радость, восторг)
- Кого встречает здесь Русалочка? Прочитайте на с.170.
- Что она при этом испытывала? ( Любовь.)
- Далее события развиваются стремительно. Внезапно начинается буря. Прекрасный принц падает в воду и начинает тонуть. Что при этом делает Русалочка?
4. Про прекрасного принца мы прочитаем на следующем уроке.

Урок 08.05.2020

Тема: Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
1.Героями произведения являются Гулливер и лилипуты.
Характеристику главного героя описываем по плану письменно.
  План
  1.Имя героя, его место жительство.
  2.Действия и поступки, совершаемые героем.
  3.Внешность и характер героя.
  4.Отношение автора к герою.
  5.Ваше отношение к герою.
2.Первое путешествие Гулливера – в страну Лилипутию, второе – в Бробдингнег – страну великанов, третье – в  Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию, четвёртое – путешествие в  страну гуигнгнмов.
3.Продолжаем читать с вами «зарубежную литературу». Значит, писатель жил в другой стране, не в России.
4.На следующем уроке познакомимся Г.Х. Андерсеном «Русалочка».

Урок 06.05.2020


Тема: Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».
1.Сегодня вы прочитаете отрывок из произведения Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера». Главный герой – английский врач и моряк Гулливер, который попадает в удивительные страны, где с ним происходят разные истории. Одну из них вы прочитаете  на с.160-165 учебника.
2.Значение слов.
КОЛЧАН - (футляр для стрел).
ВРАССЫПНУЮ – (в разные стороны убегать).
МАЛЬЧИК – ПАЖ  (молодой человек из дворян, состоящей при знатной особе, монархе).
ЛИЛИПУТ – человек очень маленького роста, карлик.
3.На следующем уроке мы продолжим работу о путешествиях Гулливера.

Урок 29.04.2020

Тема: Обобщающий урок «Страна Фантазия». Внеклассное чтение.  «В путь, друзья!»

1.Тест письменно.
А 1. Укажи автора произведения «Приключения Электроника».
1) Кир Булычёв
2) Е.С. Велтистов
3) А.Н. Толстой
4) А.Р. Беляев
А 2. Отметь, к какому жанру относится произведение К. Булычёва «Путешествие Алисы».
1) повесть
2) сказка
3) сказочная повесть
4) фантастическая повесть
А 3. Узнай героя по описанию.
Человек с трубкой в зубах, почётный гость конгресса кибернетиков.
1) механик Зелёный
2) капитан Полосков
3) профессор Громов
4) профессор Селезнёв­
В 1. Определи лишнего героя.
1) профессор Громов
2) директор гостиницы
3) капитан Полосков
4) Электроник
В 2. Укажи, как назывался космокатер, на котором пу­тешествовала Алиса с папой.
1) Орион
2) Пегас
3) Гермес
4) Голубая чайка
С 1. Отметь, какими качествами не обладала Алиса.
1) добротой
2) находчивостью
3) отзывчивостью
4) вредностью
2.Внеклассное чтение. Книги о путешественниках.
Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес», Д. Свифт «Путешествие Гулливера», А. Некрасов «Приключения Капитана Врунгеля», В. Губарев «Королевство кривых зеркал».
Ответить где побывали эти путешественники? Что открыли?
3.Д/задание. Тест и вопросы письменно.

Урок 27.04.2020

Тема: Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

1. Беседа по содержанию повести.
—Сегодня мы продолжим работу над фантастическим про­изведением К. Булычева «Путешествие Алисы».
—От чьего имени ведется рассказ? Докажите.
—Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер?
—Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Из­менилось ли их отношение потом? Объясните.
—Охарактеризуйте Алису. Какой она была?
2. Работа над вопросом 6 на с. 157 учебника.
— Прочитайте и подумайте, какие слова пропущены в тек­сте?
Дополните слова письменно.
—Какой прием использует автор? Как ему в этом помогают сравнения?
—Подумайте, изменилось бы что-нибудь в произведении, если бы автор не использовал прием олицетворения?
3.Составление картинного плана
 Нарисовать иллюстрации к тексту. Рассмотреть их и выбрать подходящие для кар­тинного плана иллюстрации к произведению.
4.Д/ задание. Нарисовать иллюстрации к картинному плану.

Урок 24.04.2020

Тема: Кир Булычёв «Путешествие Алисы».
1.Кир Булычёв (настоящее имя Игорь Всеволодович Можейко) родился 18 октября 1934г в Москве. Окончил государственный педагогический институт иностранных языков. Переводил на русский язык фантастические произведения американских писателей. Лауреат Государственной премии СССР 1982г за сценарии к фильму «Через тернии к звёздам» и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты».
2.Мы продолжаем работу над фантастическим произведением  К. Булычёва «Путешествие Алисы».
Нашу героиню зовут Алиса Селезнёва. Она из будущего, любит животных, её папа космобиолог, директор космического зоопарка – изучает и собирает животных по всей Галактике. Необычное приключение прочитаем в учебнике на с.150- 156.
3.Д/задание. Перечитать отрывок на с.150-156 учебника.

Урок 22.04.2020

Тема: Е.С.  Велтистов «Приключения Электроника». Особенности жанра. Необычные герои фантастического рассказа.
1.Словарная работа.
На основе жизненного опыта определяют толкование слов, которые вы нашли в тексте.
Конгресс - собрание ученых.
Кибернетика-наука о передаче и управлении информацией.
Кибернетики - ученые, которые изучают, конструируют электронные, вычислительные и другие машины.
Робот - это машина, автомат, который может заменять человека. Робот питается электроэнергией.
- Для чего собираются кибернетики на конгрессе? (Для того чтобы обменяться опытом, доложить об успехах и достижениях в науке.)
2.Тест по повести «Проверь себя». Записать ответы в тетрадь. 
     1. Кто приехал к гостинице» Дубки» с большим чемоданом?
(Алиса, Карлсон, Громов)
      2.Что находилось в чемодане?
(Электроник, спящая красавица, кукла)
       3.Какая была фамилия у друга Громова, который искал с ним Электроника?
(Светловидов,  Куклачёв).

       4. Как звали друга - собаку Электроника?
(Ресси, Чарли, Тошка)
       5. Какие черты характера присущи Электронику?
(злость и трусливость, доброта и внимание).
3.Прочитав книгу «Приключения Электроника», я в который раз убеждаюсь, что миром правит доброта. Человек должен оставаться всегда самим собой, живым и настоящим, преданным и верным другом. Если ты настоящий друг, ты принимаешь человека таким, какой он есть,
4. Домашнее задание
Представьте себя в роли Электроника. Придумайте свою интересную историю.

Урок 20.04.2020

Тема: «Страна Фантазия». Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности жанра. Необычные герои фантастического жанра.
1.Прочитайте на с.144 учебника, чьё произведение мы будем сегодня читать. Сегодня мы прочитаем отрывок из повести «Приключения Электроника», которую написал Евгений Серафимович Велтистов. Фантастика – это,  прежде всего, художественная литература, а значит, её предметом всегда был и остается человек. Фантастика исследует в первую очередь поведение человека, но в необыкновенных условиях.
2.Автор родился 21 июля 1934г в  Москве. Писатель был членом редколлегии альманаха «Мир приключений». Наиболее известные произведения писателя вошли в цикл повестей, объединенных главным героем – Электроником. В 1980г вышел в телеэфир художественный фильм «Приключения Электроника». Рекомендую посмотреть. Умер Е.С. Велтистов в 1989г.
3.Прочитать отрывок произведения на с.144 – 149 учебника.
-Понравился ли вам отрывок. Чем? Записать в тетрадь.
4.Д/задание. Перечитать текст на  с.144 – 149. Выписать из текста непонятные слова и объяснить их.

Урок 17.04.2020

Тема: Проект «Они защищали Родину»
          Проверочная работа по теме: «Родина».
1.Работа по учебнику с.140. Темы проектов на выбор.
2. Выбрать тему.
3. Расспрашиваем своих родителей о жизни прадедушек и прабабушек.
4. Находим дополнительный  материал.
5. Оформить на листе А 4.
6. Поверочная работа письменно.
Тест по разделу « Родина»
Вариант 1
А 1. Кто написал стихотворение «Лошади в океане»?
1) А.В. Жигулин 3) Б.А. Слуцкий
2) С.Д. Дрожжин 4) И.С. Никитин
А 2. Какое стихотворение написал С.Д. Дрожжин?
1) «Родине»
2) «Русь»
3) «Лошади в океане»
4) «О, Родина! В неярком блеске…»
A 3.Узнай стихотворение по первой строчке
Как не гордиться мне тобой….
1) «Родине»
2) «Русь»
3) «Лошади в океане»
4) «О, Родина! В неярком блеске…»
В 1. Закончи пословицу
На чужой стороне Родина…..
1) как мать
2) дороже глаз
3) милей вдвойне
4) одна
В 2. В каком стихотворении рассказывается о том, что никто не мог завоевать Русскую землю?
1) «Русь» 3) «О, Родина! В неярком блеске…»
2) «Родине» 4) «Лошади в океане»
С1. По пунктам плана узнай произведение. Кто его автор?
Просторы земли Русской. Русь могучая.
1) И.С.Никитин 3) А.В.Жигулин 2) Б.А.Слуцкий 4) С.Д.Дрожжин
7. Д/задание. Проект и тест письменно.

Урок 15.04.2020

Тема: Обобщающий урок по теме «Родина». Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам
придёт, от меча и погибнет!»
   1.Узнай произведение. Вам нужно только по двум строчкам узнать произведение и его автора.  (Записать в тетрадь.)
а) Я в каждом шелесте листов
    Твой голос узнаю.
б) Мои обиды и прощенья
    Сгорят, как старое жнивье.
 в) Посмотрю на юг –
     Нивы зрелые.
2. Проба пера.
- Как бы вы рассказали о своей Родине? Какое отношение можете к ней выразить?
 - Составьте небольшой текст об этом. Напишите.
3. Разберём подборку книг,  которые,  я советую вам прочитать. Победы русского народа над врагом. Полководцы, которых знают все.  И рядовые бойцы, их подвиги.
4.Книга о том далёком времени. Книга называется «Святополк Окаянный». Написала ее Елена Полуян. Святополк незаконно завладел киевским престолом.  За это получил прозвище Окаянный. Из Киева Святополка изгнал Ярослав Мудрый.
   Книга Якова Гордина   «Полтавская битва».27 июня 1709г русская армия под командованием Петра I одержала блестящую победу над войском шведского короля Карла ХII в битве под Полтавой.
Книга Анатолия Митяева. «Адмирал Нахимов». О знаменитом  русском адмирале эта книга.
Книга Валерия Воскобойникова «Девятьсот дней мужества» из серии «Дедушкины медали». Рассказ о семье Пахомовых во время Вов.
Книги Сергея Алексеева о маршале Коневе и Жукове.
5.Так почему ратные встречи с врагом родной земли всегда – и во времена половцев, и в Великой Отечественной войне – заканчивались нашей победой.
Александр Невский сказал: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»
6. Д/задание Письменно, кратко рассказ о прочитанной книге о войне.

Урок 13.04.2020

Тема: Б.А. Слуцкий « Лошади в океане».
1.- Сегодня мы продолжим работать с произведениями из раздела «РОДИНА», познакомимся со стихотворением Бориса Абрамовича Слуцкого «Лошади в океане». Постараемся ответить на вопрос, почему это стихотворение изучают в разделе «РОДИНА».
Что же это был за человек, почему он написал такое стихотворение? Перед вами листочки с фактами из биографии поэта, вам нужно внимательно прочитать и сделать свои выводы:
·     Детство и отрочество прошли в Харькове, в рабочем районе, где жизнь была трудной и скудной.
·     Учился в Москве в Литературном институте, который окончил в 1941 году. Без долгих сомнений пошёл на фронт.
·     Он участвовал в Великой Отечественной войне, прошагал до победы пол-Европы. Начинает войну солдатом, заканчивает майором – это высокое воинское звание.
·     Борис Слуцкий скончался 23 февраля 1986 года. Он похоронен на Пятницком кладбище в Москве. На его могиле установлен необычный памятник: большая голова из белого  гранита на фоне флага из чёрного мрамора.
·     После смерти поэта его неопубликованные стихи появлялись в газетах и журналах почти  каждый месяц в течение девяти лет.   
2.Знакомство со стихотворением.
·       Стихи Слуцкого о войне необычны. Поэт описывает небольшие события, которые лишь дорисовывают, дополняют картину ужасов войны.
·       Одно из самых любимых стихотворений Слуцкого было и остаётся «Лошади в океане».
Лошади умеют плавать,
Но – не хорошо. Недалеко
“Глория” по-русски значит “Слава”,-
Это вам запомнится легко.
Шел корабль, своим названьем гордый,
Океан старался превозмочь.
В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лошадей топтались день и ночь.
Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья все ж они не принесли.
Мина кораблю пробила днище
Далеко-далеко от земли.
Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади плыли просто так.
Что ж им было делать, бедным, если,
Нету мест на лодках и плотах?
Плыл по океану рыжий остров.
В море синем остров плыл гнедой.
И сперва казалось – плавать просто,
Океан казался им рекой.
Но не видно у реки той края.
На исходе лошадиных сил,
Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.
Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.
Вот и все. А все-таки мне жаль их –
Рыжих, не увидевших земли.
- Ваши впечатления от прочитанного.                          
Рассказ об истории создания стихотворения.
- Автор написал стихотворение «Лошади в океане» в 1951 году, летом, на основе реальных событий. Один из его друзей рассказал, что читал в журнале статью об «американском транспорте с лошадьми, потопленном немцами в Атлантике». Слуцкий написал это стихотворение сразу, очень быстро, почти не правил стихи впоследствии.
3. Словарная работа. Превозмочь – пересилить,  побороть,  одолеть
Трюм – внутреннее помещение корабля под нижней палубой служащее для установки механизмов для грузов.
Шлюпка – гребная, парусная или моторная лодка с прочным широким корпусом (судовая корабельная шлюпка, прогулочная шлюпка).
Гнедой – масть лошади красновато - рыжего цвета, обычно с чёрным хвостом и гривой.
- Подберите синонимы к словам: гордый (горделивый, полный собственного достоинства, самолюбивый, высокомерный);
счастье (блаженство, удача, судьба).
4.  Работа по содержанию.  Ответы  на вопросы в тетрадь.
  -Как назывался корабль?              - Какой груз был в трюме?
-Как получилось, что лошади оказались в открытом океане?
 5.Д/задание Вопрос 5 с.142.

Урок 10.04.2020

Тема: А.В. Жигулин  «О, Родина! В неярком блеске…»

1.Чтение пословиц о Родине.
   На чужбине родная землица во сне снится. Родина -  мать, умей за нее постоять. Человек без Родины, что соловей  без песни.
Образ России и Родины – один из главных в поэзии Анатолия Владимировича Жигулина. Он вместе с такими поэтами 20 века, как В.Н. Соколов, Н.М. Рубцов, помогал сохранить в сознании современников традиционный облик святой Руси и выразил чувство горечи, вызванное утратой многих духовных ценностей.
2.Учебник на с.138 Чтение стихотворения, можно использовать СД: 03 (38)  к учебнику.
3.Ответы на вопросы учебника с.138. Вопрос 1. Любовь к  Родине. О, Родина.
    Вопрос 2. « Твои просёлки, перелески –
                      Всё, что без памяти люблю».
    Вопрос 3. Любовь неподвластная времени, защита исторической правды.
4.  К слову «трепетный» подберём синоним. ( Дрожащий, взволнованный.) Слова – антонимы. (Обиды и прощенья.)
Вывод. Словами К. Ушинского « Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши».
5. Д/задание с.138 вопрос письменно.

Урок 08.04.2020

Тема: С.Д. Дрожжин «Родине»
1.- Сегодня мы продолжим работу над поэтическими произведениями о Родине. Составим план стихотворения И. Никитина «Русь», которое вы дома читали и запишем в тетрадь.         План
        1.Просторы земли Русской.                3.Чёрные дни для Руси.
        2.Русь державная, православная.        4.Кликнул царь – поднялась Русь!
        5.Русь могучая.
2.Работа над стихотворением «Родине».
Спиридон Дмитриевич Дрожжин – поэт-самоучка, из семьи крепостного, учился у деревенского дьячка грамоте. В 1900г. Публиковался в журнале «Грамотей». Писатель из народа. Прочитаем стихотворение на с.133 – 134. Объясним значение слов. Молитвенно – (с молитвой), чарующий - (волшебство), приветный - (доброго пожелания), гордиться-(важничать, тщеславиться). Обратить внимание на слова поэта: «Я в каждом шелесте листов твой голос узнаю». В этих словах он передаёт любовь к Родине.
3.Вывод. Поэт передает чувство гордости за свою Родину, воспитывает патриотические чувства к своей Родине. Восхищается ей  со словами  «Недаром ты и названа великой и святой».
4. Д/задание с.135 в.2 письменно, стихотворение наизусть.

Урок 18.03.2020

стр. 120-125 прочитать и ответить на вопросы



Урок 20.03.2020

стр. 120-125 выучить 5 столбиков



Урок 06.04.2020

И.С.Никитин «Русь». Чтение стихотворения на с.128-132 учебника.
Аудиоприложение к учебнику  часть 2 «Родина». Прослушивание поэтического текста.
Ответы на вопросы на с.132.
Д/з. На с.128-132 выразительное чтение.
Связь с учителем посредством эл.почты    natalyabersenewa45@gmail.com или Viber

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Расписание на 22.05.2020

Музыка Математика Русский язык Литературное чтение